Исследовательская работа: «РАЗВИВАЮЩИЕ ТРИЗ-ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ»
Теремок
У каждого ребенка – карточка с изображением какого-либо объекта, у воспитателя – набор карточек с изображением других объектов. Разыгрывается ситуация – в чистом поле стоит теремок (это может быть лист бумаги, лежащий на столе, и т. п.), в котором могут поселиться объекты (предметные картинки). Сначала свою карточку кладет воспитатель, например: первым в теремке поселился зонтик. Ребенок может поселить свою картинку в теремке только тогда, когда найдет не менее трех сходных признаков между предметом на своей карточке и карточке «хозяина» теремка. Например, у ребенка карточка с вишенкой. Общие признаки – округлая форма, косточка в вишенке и костяная ручка у зонтика, объекты одного цвета и т. д.
Усложнение. В теремке уже поселилось несколько объектов. Назвать сходные признаки объекта, изображенного на карточке у ребенка, с каждым из обитателей теремка.
Цепочка
Дети и взрослый (в одной руке у него мяч, в другой – карточки с изображением различных предметов) встают в круг. Воспитатель показывает изображение первого объекта, называет его, затем передает мяч рядом стоящему ребенку. Тот называет один из признаков объекта и передает мяч следующему игроку. Нужно назвать как можно больше признаков объекта. Например: морковь – сладкая – сочная – оранжевая – хрустящая – твердая – удлиненной формы – растет на грядке.
Усложнение первого уровня. Воспитатель показывает карточку с изображением объекта, например моркови, и предлагает назвать один из его признаков: по цвету... (Оранжевая.) По форме... (Удлиненная.) На вкус... (Сладкая.)
Усложнение второго уровня. Воспитатель показывает изображение и передает мяч. Первый ребенок называет объект. Второй – его свойство. Третий – другой объект с названным свойством. Четвертый – другое свойство нового объекта и т. д. Например: морковь – морковь сладкая – сладким бывает сахар – сахар белый – белым бывает снег и т. д.
Летает, плавает, бегает
Водящий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребенок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта. Например: «Икринка за репку, головастик за икринку, лягушонок за головастика, лягушка за лягушонка, тянем-потянем... вытащили репку».
Если все названо правильно, взрослый объявляет, что репка вытянута, а если дети ошиблись – репка остается на грядке.
Ты – часть, я – целое
Дети сидят в кругу. Один из них называет объект, а остальные – его части: «Я – озеро». – «Я – твой берег (дно, вода и т. д.)».
Усложнение. «Я – озеро». – «Я – твой берег». – «Я – песок на берегу». – «Я – песчинка». И т. д.
Берегите природу
На столе лежит бумажный круг, разделенный на пять секторов, и карточки с изображением частей природного мира (растения, звери, птицы, рыбы, человек).
Воспитатель предлагает поместить картинки на секторы (на каждый по одной), затем убирает одно из изображений и спрашивает у детей, что произойдет с оставшимися живыми объектами на Земле. Например: «Если не будет растений, что произойдет с птицами (зверями и т. д.)?» Затем возвращает карточку на место и убирает следующую. Изображение человека снимает в последнюю очередь.
Взрослый подводит детей к выводу: если человек исчезнет с Земли, то природа не погибнет, но если одна из других частей живой природы исчезнет, может погибнуть остальной мир, в том числе и человек. Все взаимосвязано в природе, и человек должен бережно относиться к окружающему миру.
Что было, что будет
Воспитатель называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем. Например, яблоко:
сейчас – сладкое, сочное, красное и т. д.;
было – зеленое, кислое, терпкое и т. д.;
будет – сухое, сморщенное, червивое и т. д.
Аналогично можно поиграть с функциями (рукотворный мир) и действиями (природный мир) объекта.
Эмпатия
Ребёнку предлагается представить себя природным или рукотворным объектом в проблемной ситуации.
Примеры.
«Ты – цветок на поляне. Солнце сильно пригревает, тебе хочется пить, а дождя давно не было. Что ты чувствуешь? Расскажи».
Точка зрения
Дети разыгрывают сценки на основе данных ситуаций.
Примеры.
«Мальчик увидел гнездо. Его действия». (Поочередно мальчик может быть добрым, жестоким, любопытным, глупым, рассеянным.)
«Муха попала в сети к пауку. Что чувствует муха? А паук?» Затем муха и паук меняются ролями.
Дети изображают двух собак. Одна большая, сидит около своей конуры и ждет кость. Другая – маленькая, голодная.
Примечание. Ценность этого приема в том, что ребёнок учится воспринимать ситуацию с разных точек зрения, анализировать ее плюсы и минусы. Человеку приятно сорвать цветок, ставить в вазу и любоваться им. Но когда ребенок почувствует себя этим цветком, он задумается. По крайней мере, возможно, не станет в будущем рвать цветы от нечего делать, чтобы выбросить.
Мир звуков
Взрослый предлагает послушать аудиозапись шума моря, леса и т. п. Дети слушают, затем определяют, что это за звуки (шум листьев, пение птиц и т. д.).
Усложнение первого уровня. Определить место, где можно услышать эти звуки.
Усложнение второго уровня. Определить какие звуки производятся объектами природы, какие – неживой.
Переполох
Воспитатель раздает детям карточки с изображением объектов, которые могут издавать звуки. Говорит: «В мире звуков переполох – все они перепутались и потеряли своих хозяев».
Включает аудиозапись разных звуков, слушая которую дети должны выбрать карточки с изображением «хозяев» звуков.
Какой овощ (фрукт) ты съел
Ребенок закрывает глаза. Взрослый берет тарелку с предварительно нарезанными фруктами и овощами и кладет ему в рот кусочек. Ребенок должен определить по вкусу, чем его угостили.
Усложнение первого уровня. Определить не только продукт, но и способ его обработки (сырой, вареный, соленый и пр.).
Усложнение второго уровня. Назвать как можно больше других продуктов, вкус которых схож с тем, которым угостили.
Ночлег
Первый раз ведущим (пчелой) является воспитатель, затем это может быть ребенок. Детям на одежду прикрепляют медальоны с изображением объектов, и они исполняют роли этих объектов.
Воспитатель. Гуляли вы по лесу и заблудились. Стемнело, стало страшно. А тут еще и дождь пошел. Вышли вы на опушку и увидели улей. Решили у пчел переночевать. Подошли к домику, а навстречу вылетает пчелка-часовой (надевает маску пчелы). Попросились на ночлег.
Мы устали. Ночь пришла.
На ночлег пусти, пчела.
Пчела. Под дождем держать не буду,
В улей я пущу посуду.
Посуда – это то, из чего едят. Тот, кто докажет, что объект, который он изображает, можно использовать как посуду, сможет войти.
«Объекты», которые докажут, что их предметы можно использовать как посуду (затем как одежду, игрушки и т. д.), отходят в сторону (в улей), а игра продолжается.
Пчела. Не теряйте вы надежду.
В улей я пущу одежду.
Заходите, все игрушки
Для моей дочурки Мушки.
Жалко мне вас здесь держать.
Кто умеет рисовать?
Разведчики
На столе лежат предметные картинки и большая сюжетная (или пейзажная) картина. По команде «Разведчики, вперед!» дети должны вы-брать те картинки, которые характерны для места, изображенного на большой картине: что обычно можно встретить на лугу, в лесу, в комнате и т. д., и положить около картины.
Ребенок придумывает ситуацию, оправдывающую его выбор. Например, если около картины с изображением фермы он положил изображение автобуса, объяснение может быть таким: «В автобусе приехали доярки».
Автор: Авдонина Г.А.