Российская Федерация. Московская область, г. Озёры, микрорайон имени маршала Катукова
+7 (496)704-41-78, +7 (496) 704-42-84 [email protected]
  1. Главная
  2. Портфолио
  3. Блог преподавателя
  4. «Педагогические идеи Ушинского К. Д.в современной системе образования»

Блог преподавателя

Блог преподавателя

Количество просмотров: 159

Реформирование современной системы образования, принятие ФГОС оставляют нам ответы на вопросы воспитания. Если обратиться к педагогическим мыслям прошлого, можно найти много мудрости и подсказок для решения современных проблем в воспитании детей. В галерее ярких исторических личностей хочу выделить и остановиться на выдающемся лице Ушинском Константине Дмитриевиче.

Для каждого человека свой Ушинский. Для младшего школьника и дошкольника — «это детский писатель», для педагогов — «народный учитель». Каждый из нас найдет свое определение для этой знаменитой личности. Константин Дмитриевич — великий основатель научной педагогики, «учитель русских учителей». Слова Л. Н. Модзалевского исчерпывающе характеризуют Ушинского, «это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов — наш народный ученый, Суворов — наш народный полководец, Пушкин — наш народный поэт, Глинка — наш народный композитор

Большую роль в становлении взглядов Ушинского сыграли его учителя, Константин Дмитриевич слушал лекции профессоров Т. Н. Грановского и П. Г. Редкина. Поработав и. о. профессора камеральных наук в Ярославском Демидовском лицее, департаменте духовных дел, Ушинский занялся журналистикой. Позже назначен преподавателем, потом «инспектором классов» Гатчинского сиротского института. Именно эта работа повлияла на его превращение в теоретика педагогики.



Среди основных педагогических идей Ушинского, конечно же, нужно назвать идеи народности воспитания; реформирования народной школы. В своих трудах Константин Дмитриевич пишет о труде, как основе воспитания; о роли родного языка в воспитании; о связи теории и практики; о педагогике и ее связи с другими науками; о воспитании в целом, о воспитании нравственности; о женском образовании; о личности педагога.

Идея народности воспитания. Основополагающая идея педагогической теории Ушинского — признание творческой силы трудового народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Эта идея стала для прогрессивной педагогической общественности опорой в борьбе за реформы народного образования. Константин Дмитриевич пишет: — «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

Реформирование народной школы. Народное просвещение должно быть передано в руки общества как активного организатора работы всей системы, ибо школа должна основываться на «общественном почине» и «общественной деятельности» в деле образования, самостоятельной педагогической литературе, учебных предметах, изучающих Родину, общей национальной обстановке в школе.

Труд — основа воспитания. Труд важнейший фактор жизни, основа воспитания. «Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд — лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека», — считает Ушинский К. Д.

По мнению великого педагога, «ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета».

Традиции и родной язык. Воспитание и образование должно учитывать своеобразие каждого народа, т. е. традиции, географию, исторические особенности. Народность — изучение и уважение родного языка и родной истории. Такое воспитание развивает у детей патриотизм, чувство долга перед Отечеством и чувство национальной гордости. Ушинский говорит, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое и не только выражает собою жизненность народа, но есть именно эта самая жизнь».

Теория и практика. Теории обязательно должна сопутствовать практика. В педагогике нельзя основываться только на собственном опыте, даже если он был удачен. «И всякое искусство, оно требует долговременной специальной теоретической и практической подготовки…Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным — даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически». Представляя воспитание, как часть искусства, Ушинский убежден, что в сложном процессе неизбежно должны соединятся как теория, так и практика.

Основа педагогики. Стержень педагогической системы — демократизация системы образования и обучения.«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» Константин Дмитриевичсчитает, чтов основе теории педагогики должны стоять законы философии, психологии, анатомии и физиологии. Педагогика — "... в основании наука философская, …а искусство воспитания... в особенности и чрезвычайно много обязано именно материалистическому направлению..., " — поясняет ученый.

Воспитание. Ушинский определял воспитание, как сознательный процесс создания гармоничной личности. Гуманность к ученику должна быть основой воспитания. «В том то и беда, что не многие у нас еще и до сих пор убеждены, что воспитание есть искусство, и притом искусство не легкое», — говорит Ушинский К. Д.

Воспитание нравственности. Воспитание нравственности — основная задача воспитания, более важная, чем развитие ума и наполнение головы знаниями. Воспитание нравственности должно развивать в человеке дисциплинированность, гуманность, честность и трудолюбие, чувство собственного достоинства в тандеме со скромностью. Средства нравственного воспитания по — Ушинскому: обучение, личный пример учителя, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и взыскания.

Женское образование. «Если смотреть на женщину по-другому, видеть в ней прежде всего человека, равноправного во всех отношениях с мужчиной, то и взгляды на женское образование будут другими. Не следует забывать, что женщина является проводником «успехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества», — утверждает Ушинский К. Д.

Ушинский о педагоге. Педагог по — Ушинскому тот, «кто имеет целостность, беззаветную искренность души», «кто сохраняет в себе вечно не стареющее детство души», «кто не торгуется с самим собой». Педагог должен понимать душу ребенка во всех ее явлениях и много думать о целях, предмете и средствах воспитания. «В воспитании все должно основываться на Личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания… Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни». Такой педагогический манифест Ушинского особенно актуален в наши дни. 

Идеи Ушинского вдохновляли замечательных педагогов прошлого и не утратили своей значимости в современной системе образования.

Основные труды и статьи великого русского педагога:

‒ статья «О пользе педагогической литературы» (1857);

‒ статья «О народности в общественном о воспитании» (1857);

‒ статья «О средствах распространения образования посредством грамотности» (1858);

‒ статья «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860);


Источник: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1621/